https://maloizvestnye-mfo.ru/
15 Июля, 2009

ПРОЕКТ "ПРОФИЛЬ МЕСЯЦА" АГЕНТСТВА CNEWS ANALYTICS (CNA), Июль 2009 г.

Любовь Рыбакова: Ритейлеры уходят от имиджевых ИТ-проектов

Кризис существенно повлиял на российских ритейлеров: некоторые сети столкнулись со сложностями в финансировании, другие прекратили свое существование, третьи же наоборот видят в нынешней нестабильности потенциальные возможности для роста. Производители ИТ-решений для автоматизации торговли следуют за игроками рынка. О сложившейся в отрасли ситуации, изменениях в структуре спроса и перспективах развития CNews рассказала генеральный директор компании Borlas Retail Любовь Рыбакова.

CNews: Насколько сильно изменился ландшафт отрасли ритейла в связи с кризисом, какие тенденции прослеживаются?

Любовь Рыбакова: Ритейл – очень динамичный бизнес. Ландшафт сферы розничной торговли постоянно меняется, происходит перераспределение долей рынка между игроками. А в ситуации экономического кризиса эти процессы ускоряются. Если говорить конкретно, то это и смена владельцев ряда сетей, и уход с рынка крупных игроков ("Банана-Мама" и не только), и закрытие магазинов в центре Москвы, где были завышены арендные ставки.

Вместе с тем, часть ритейлеров используют текущую ситуацию для роста: количественного (выкупают другие сети) или качественного – корректируют бизнес-процессы и практику корпоративного управления, рассчитывая на прирост эффективности. Если одни расплачиваются бизнесом за то, что слишком рисковали с кредитами в период бурного роста, то другие держатся стабильно и успешно борются с издержками. На основе закрывающихся или действующих торговых точек уходящих сетей будут появляться другие или создаваться новые, более мощные сети. На рынке есть игроки, готовые сделать прыжок вперед, стать сильнее.

Таким образом, если кратко охарактеризовать ситуацию, - отрасль находится в движении. Риск или шанс изменить свое положение на рынке возрос в разы именно в кризис.

CNews: Как вы оцениваете состояние рынка и его перспективы?

Любовь Рыбакова: По нашим оценкам, перспективы рынка – это развитие и укрупнение сетей, прежде всего за счет слияний и поглощений, а также повышение эффективности за счет внедрения новых технологий торговли.

Что касается краткосрочной перспективы - уже совсем скоро мы не увидим некоторых торговых сетей, к названиям которых привыкли. Уйдут с рынка те, кто, как я уже говорила, слишком рисковал на волне роста, те, у кого качество управления оказалось достаточно низким, те, для кого этот бизнес был непрофильным активом.

Кроме того, обязательно будут усиливать свое присутствие серьезные иностранные сети. Их экспансию тормозили масса ограничений, сложное законодательство и общая нестабильность, однако западные компании преодолевают преграды и все активнее начинают разворачиваться в России, поскольку наш рынок становится все более привлекательным. Поэтому мы готовимся к спросу на ИТ-решения и со стороны западных игроков, в том числе работаем над расширением продуктового предложения.

CNews: А каким образом в нынешних условиях в ритейле меняется отношение к роли ИТ?

Любовь Рыбакова: Общая тенденция в области ИТ для ритейловых сетей сегодня – уход от "имиджевых" проектов и фокусировка на решении насущных бизнес-задач. И это правильный подход. С нашей точки зрения, именно сейчас вложения в информационные технологии могут принести наибольший эффект. Однако есть один существенный момент – предметная область ИТ-проекта должна быть действительно наиболее значимой для основного бизнеса в текущей ситуации.

К примеру, повышенным вниманием со стороны компаний сегмента non-food пользуются сейчас аналитические решения. При имеющемся разнообразии, как правило, не интегрированных между собой в рамках одной сети программных продуктов быстро наладить оперативный и объективный контроль показателей работы компании можно только за счет использования аналитических решений, например, Business Intelligence (BI).

Эффект от применения таких решений значителен: так, они дают возможность обоснованно распределять товар между магазинами сети, отслеживать эффективность каждого направления деятельности, снижать риски (например, при закупке новых коллекций одежды), улучшать управляемость и увеличивать прибыльность бизнеса в целом. И все происходит оперативно, что особенно важно: ведь ритейл - это бизнес, который должен идти на высокой скорости.

Сравните эти методы бизнес-анализа с традиционным способом сбора данных в формате электронных таблиц – он трудоемок, медлителен и связан с риском ошибок сотрудников. Кроме того, я вижу, что многие владельцы торговых сетей сейчас вернулись к оперативному управлению бизнесом. Как раз для них BI-решения весьма удобны: быстро перерабатывают весь объем информации и позволяют строить системы целей и показателей, анализировать результаты предыдущих управленческих решений. Любые другие способы сбора и представления аналитических данных ни по скорости подготовки данных, ни по их качеству уже не удовлетворяют сегодняшним требованиям. А в условиях кризиса потери от ошибочных решений топ-менеджмента могут оказаться слишком существенными.

CNews: Как вы оцениваете сейчас возможности превращения интереса ритейлеров к BI-решениям в реальные проекты по их внедрению?

Любовь Рыбакова: Если говорить о текущей ситуации, то мы только что закончили проект по внедрению аналитического решения для известной сети магазинов Companys, InWear/Matinique. В перечне требований к системе были полная прозрачность и актуальность отчетности по коллекциям, поставщикам, продажам и ценам вплоть до каждой единицы товара, а также оптимизация закупок на основе анализа динамики продаж.

Borlas Retail предложил компании установить разработанное на платформе Oracle Business Intelligence аналитическое решение для торговли. В качестве платформы для хранилища данных был выбран Microsoft SQL 2005. Благодаря наличию типового решения разработка технического задания заняла минимальное время, а проект в целом шел всего три недели, включая консультации с пользователями и реализацию их дополнительных пожеланий. Стандартный набор отчетов мы расширили за счет ряда новых, учитывающих специфику компании и наиболее полезных в работе менеджеров Companys. Этот проект очень показателен с точки зрения анализа текущего спроса, среди ключевых критериев выбора: оптимальная стоимость, быстрота проекта, кастомизация решения и отраслевая экспертиза компании как гарантия качества и, главное, возможность сразу же получить результат.

CNews: Что еще востребовано торговым сектором в текущих условиях?

Любовь Рыбакова: Для управления розничным бизнесом по-прежнему актуальны российские решения: они лучше адаптированы к законодательству, не нагружены "особенностями" локализации, надежны и экономичны. Но по мере консолидации бизнеса, укрупнения сетей, усложнения управленческих задач растут требования к качеству и оперативности отчетности, анализа и прогнозирования. Для соответствия этим требованиям нужно переходить на более функциональные и проверенные западные решения.

Мы развиваем функциональность ИТ-продуктов и с точки зрения требований меняющегося законодательства, и функционально, дорабатывая их по заявкам наших клиентов. Для большинства этого достаточно, но остается еще пул более требовательных ритейлеров (прежде всего, крупная сетевая розница), у которых уровень зрелости бизнес-процессов высок и требует более серьезных систем автоматизации. Прогнозируя перспективы роста этого рынка, мы вводим в свою продуктовую линейку серьезные западные решения, тестируя их возможности вместе с вендорами и клиентами.

Отмечу также, что все больше розничных предприятий используют мобильные технологии сбора и передачи данных при автоматизации бизнес-процессов как в торговом зале, так и за его пределами. Все чаще мы видим переход с пакетного режима сбора данных к онлайновому, что, в свою очередь, требует наличия беспроводной сетевой инфраструктуры. Часто это становится новой статьёй затрат, но, по оценкам клиентов, такие инвестиции себя оправдывают.

В условиях борьбы за каждого клиента возрос интерес к системам лояльности. Теперь недостаточно предоставлять всевозможные скидки - необходимы дополнительные инструменты.

CNews: Готовы ли российские поставщики удовлетворить спрос на новые решения?

Любовь Рыбакова: Сложно ответить за всех, тем более когда ситуация на рынке нестабильная. Скажу в отношении нашей компании: готовы. Мы стремимся не просто идти в ногу с требованиями рынка, а предугадывать их, поэтому постоянно инвестируем в развитие своего продуктового портфеля. Один из примеров касается системы лояльности – мы разработали решение, позволяющее накапливать, учитывать и применять различные бонусы клиентам, причем в режиме реального времени.

Мы развиваем мобильные приложения в составе наших решений. Расширяем сотрудничество, например, с компанией Motorola как в области радиочастотной идентификации (технология RFID) и штрихового кодирования, так и в сфере мобильных промышленных компьютеров и беспроводных сетей. В ближайшие 10 лет технология RFID, позволяющая находить, отслеживать путь и сортировать неограниченное количество предметов и товаров, станет общепринятой в ритейле и приведет к значительному снижению издержек.

CNews: Розничные компании всегда были особенно сильно зависимы от банковских кредитов. Всем известно, какие сложности испытывала, например, сеть "Седьмой континент", получившая margin call. Каким образом это сказывается на ИТ-бюджетах?

Любовь Рыбакова: Перед кризисом мы видели, как бурный рост требовал от ритейлеров больших финансовых затрат, но и прибыль обещал значительную. Многим было важно привлечь инвесторов, а в число факторов, повышающих инвестиционную привлекательность, входит наличие известной на Западе ИТ-системы. Как следствие, мы наблюдали старт проектов по внедрению ERP в рознице. Как только необходимость в такого рода капитализации отпала, ряд проектов был свернут. Это говорит только о том, что проекты не являлись существенными для ведения бизнеса - у них были другие задачи.

При этом осталась текущая деятельность ритейлеров, которая требует ИТ-поддержки. Бюджеты на эту статью затрат выделяются с сокращенными объемами, но без резкого падения, ведь это вопрос жизнеспособности бизнеса.

Естественно, из-за закрытия торговых точек упал объем продаж оборудования, но спрос на ПО и его обслуживание остался. По результатам первого квартала 2009 года мы зафиксировали тот же уровень продаж своих программных продуктов, что и за аналогичный период 2008 года. А объем оказываемых нами услуг даже вырос.

CNews: Каким образом ваша компания смогла приспособиться к изменившимся экономическим условиям? Какие проекты вы сейчас ведете?

Любовь Рыбакова: Думаю, залог нынешней стабильности – накопленная нами за 8 лет клиентская база. И кризис – лишь временное явление, которое на наши с клиентами отношения кардинально не повлияет. Более того, на фоне кризиса у нас появились интересные проекты, отличающиеся от стандартной автоматизации сетей. Заказчиком выступают торговые центры, точнее, управляющие компании. Их заинтересовало решение, связанное с технологией оплаты аренды как процента с оборота. Без сомнения, это более прогрессивная технология ведения бизнеса, давно принятая в Европе и благодаря кризису имеющая шанс закрепиться у нас. Первыми заинтересовались наши действующие клиенты, которые имеют необходимое оборудование и положительный опыт работы с Borlas Retail. Сейчас мы ведем такой проект с крупным региональным торговым центром.

Еще один интересный проект мы ведем с группой компаний "Ташир", которая открывает сеть мультибрендовых магазинов "Модный Альянс" в своих торговых центрах. Это новый формат в ритейле, когда компаниям предоставляется возможность входа в торговые центры практически без издержек на оборудование, отделку, эксплуатацию магазина, ИТ-системы . Фактически ритейлеры становятся не арендаторами, а поставщиками в магазины "Модного Альянса". Мы полностью обеспечиваем автоматизацию товародвижения и процесса продаж, включая поставку специализированного торгового оборудования.

Одна из возможностей, рассматриваемых ритейлерами, – параллельное открытие интернет-магазинов, которые могут способствовать притоку посетителей в действующие магазины и повысить продажи. Совместно с компанией "Направление.RU" (разработчик интернет-магазинов), мы создали решение, в котором единый товарный учет ведется как в виртуальных, так и в реальных магазинах.

Среди проектов, которые мы недавно реализовали : автоматизация франчайзинговой региональной сети компании Nike в ряде городов на Урале. Параллельно открывали бутик Chanel с нашим оборудованием и ПО в Екатеринбурге и скоро откроем еще один в Москве. Продолжаем сотрудничество с любимой нами компанией Bosco di Ciliegi, расширяющей свою сеть магазинов.

Так что залог наших успехов – в работе, в том числе на перспективу. Да, мы чувствуем кризис, но наш бизнес функционирует эффективно. Мы также хотим использовать возможности, которые дает кризис и одна из них – кадровая, мы планируем усилить нашу команду за счет приглашения профессиональных специалистов.

CNews: Что позволяет вам сохранять оптимизм в отношении своего бизнеса даже в кризис? Основывается ли он на вере в светлое будущее российского ритейла?

Любовь Рыбакова: Ритейл необходим нам всем, поэтому он вечен. А если серьезно, то насколько "российским" будет ритейл в России, покажет время. Пока западным сетям не удалось переломить ситуацию в свою пользу, и вряд ли удастся в ближайшие годы.

Впрочем, наши успехи зависят не от того, российские или западные магазины мы обслуживаем, а от того, насколько хотим добиться успеха вместе с каждым клиентом и насколько слаженно, командно работаем. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Я люблю свое дело. Даже не просто люблю, а живу им.

А кризис… он просто сделает нас сильнее.

Марина Мякишева / CNews

      
Посмотреть полный текст статьи


к списку публикаций
Print version