https://maloizvestnye-mfo.ru/
3 Октября, 2011

МОДНЫЙ MAGAZIN, №10 (98) октябрь 2011

Любовь Рыбакова: "Если мой бизнес - ошибка, то самая любимая"

Любовь_Рыбакова фото сайт.jpg    

Однажды её спросили: «Без чего невозможен успех?» Она ответила: «Без любви. Плюс к этому должна быть уверенность в том, что рядом с тобой всегда самые лучшие люди и вообще всё в твоей жизни лучшее». Сегодня Любовь Рыбакова празднует 10-летие успеха собственного бизнеса – компании Borlas Retail.

Borlas Retail на рынке модного ритейла знают все или почти все. Компания обслуживает десятки известных брендов, создавая для них современные системы управления. Без кассовой программы PosX или системы TradeX сложно представить себе любую успешную торговую фирму. Розница и опт, запасы и поставки, отношения с клиентами, маркетинговые программы – всем этим можно управлять с помощью разработок Borlas Retail. Бело-голубой логотип компании можно найти на кассовых терминалах многих магазинов одежды, обуви, аксессуаров в любой точке страны от Калининграда до Владивостока.

Начиналось всё не столь ярко, а гораздо прозаичнее. 10 лет тому назад Любовь Рыбакова возглавляла отделение торговых систем в российской ИТ-компании IBS. У неё уже был опыт работы во французской фирме FIT, также занимавшейся информационными технологиями, где она прошла путь от офис-менеджера до исполнительного директора. Её ценили коллеги, клиенты, партнёры. Но из крупнейшей компании ИТ-рынка она ушла в буквальном смысле слова в никуда.

«В то время все решения для автоматизации ритейла были универсальными: что для бензоколонок, что для продуктовых сетей, что для магазинов одежды, - рассказывает Любовь Рыбакова. Эта универсальность не учитывала специфику бизнеса, а системы обходились клиентам очень дорого, да и были сложны. Но ведь гипермаркет и бутик выстраивают свои бизнес-процессы по-разному. Мне казалось очевидным, что для каждого направления ритейла нужны свои ИТ-разработки. Я стала изучать зарубежный опыт, и убедилась: там системы «обо всём и для всех» не приживались».

Уход из-за различия во взглядах на развитие бизнеса оказался для Любови сложным шагом. Многому научившись у основателей IBS, в тот момент она переживала, не совершила ли ошибку. Первое время смотрела на рынок и искала работу в качестве наёмного менеджера. Но вскоре пришло понимание, что можно работать не на кого-то, а на себя. Это давало шанс воплощать свои идеи так, как хотела сама.

Идеей стало создание компании, которая специализировалась бы на разработке информационных систем для одного сегмента ритейла – fashion-индустрии. Столь узкой специализации в России тогда не было ни у кого. Коллеги по ИТ-рынку приняли идею в штыки: в моде был универсализм. Они уверяли Любовь в том, что та совершает большую ошибку, и предвещали скорый провал. Но она хотела заниматься тем, во что верила. И нашлись люди, которые поверили вместе с ней.

«Первым, кто поддержал меня, был муж, - вспоминает Любовь. Саша не просто поверил в мою идею, а даже ушёл из известной торговой компании, чтобы заняться бизнесом вместе со мной. Он и по сей день рядом, отвечает за технологии, развитие программных продуктов, тогда как я сосредоточена на административных и коммерческих вопросах: организация работы, общение с клиентами, маркетинг… А тогда у нас были небольшие сбережения, мы решили стартовать, но рисковать всем не хотели. В акционеры привлекли Алексея Ананьина, создателя известной консалтинговой компании «Борлас», талантливого и уважаемого в ИТ-отрасли менеджера».

Новую компанию назвали Borlas Retail. Первое время она была неразлучна с собственно «Борласом» – общий офис, единая бухгалтерия, а спустя полгода ушла в «одиночное плавание». Инвестиции вернули через три года, и то были годы работы на износ. Самым сложным в этой истории оказалось сформировать команду. Любовь искала не просто «айтишников», а людей, которые разбираются в технологиях именно для ритейла и готовы и дальше досконально изучать торговый бизнес. Набирать в стартап таких профессионалов-единомышленников ей удавалось с огромным трудом: некоторых пришлось уговаривать и ждать по два-три года.

Тем не менее спустя всего пару месяцев после создания, в ноябре 2001 года, молодая компания заключила первый контракт на внедрение информационной системы в сети магазинов «СпортГрад».

Любовь Рыбакова: «Никакой очереди из клиентов на горизонте не было и не предвиделось. Будучи владельцем и генеральным директором, я сама рассылала факсы с коммерческими предложениями, ездила по магазинам с папками в качестве простого сейла. Вместе с коллегами погружались в суть работы магазинов одежды, обуви, аксессуаров, ювелирных изделий, спортивных товаров, обсуждали их запросы и сложности, искали оптимальные ИТ-решения. Спустя эти три года мы довели до ума свои флагманские разработки – кассовую программу PosX и систему управления торговым бизнесом TradeX».

Вот тогда-то жизнь и показала правильность выбора в пользу узкой специализации. Российский рынок созрел для нишевых решений, торговые сети стали искать программы, заточенные под определённый сегмент ритейла. Многие обратили взоры на разработки Borlas Retail. А понимание, что компания состоялась и оказалась успешна, пришло к Любови ещё позже, когда клиентами начали становиться глобальные бренды. Системы Borlas Retail выбрали для своих российских офисов и магазинов Chanel, Christian Dior, Salamander, Benetton, GAP, Marks & Spencer, Bosco di Ciliegi, Podium, Esprit, Peacocks, Karen Millen, Kira Plastinina, Camel Active, Frey Wille, Parad, Bruno Magli, Quiksilver и другие торговые сети.

Анализируя причины такого успеха, прежде всего выделим правильный выбор рыночной ниши, казавшийся кому-то ошибкой. Далее – подбор людей, создание команды единомышленников. Клиентоориентированность и индивидуальный подход этой команды к клиентам, когда система управления сети или магазина создается путем выбора лучших в своем классе ИТ-разработок, наиболее подходящих именно вашему направлению ритейла. Согласитесь, всегда приятнее надеть то платье, которое сшито специально под вас. Учет особенностей работы конкретного ритейлера гарантирует, что в ИТ-системе будут отражаться наиболее полные и точные показатели, что вы как менеджер или владелец сможете их быстро анализировать и столь же быстро принимать решения. В конечном счете это означает высокую конкурентоспособность вашего бизнеса.

При этом с самого начала стратегия компании заключалась в нацеленности на долгосрочное сотрудничество с клиентами, в постоянном к ним внимании и поддержке уже запущенных систем. Она оправдала себя: в кризис 2008-2009 гг. fashion-индустрия, пусть и с падением оборотов, но работала, а значит, загружен был и коллектив Borlas Retail. Начав работу с этой компаний с одного магазина, многие предприниматели продолжают его и доводят количество торговых точек в сети до десятков и сотен. А Любовь Рыбакова не устаёт повторять: «Нужно любить своих клиентов и трудиться для них как для себя».

«Знаете, ведь любовь – это не просто придти и сказать «я вас люблю». Любовь – это труд, - рассуждает Любовь Рыбакова. Постоянное общение, выстраивание отношений, желание помочь. Понимая специфику наших клиентов, мы всё делаем для того, чтобы наша любовь к ним была не на словах. Она должна выражаться в выстраивании отличного сервиса, ведь магазины работают безостановочно, и вы как покупатель должны быть обслужены всегда».

Ещё один важный фактор успеха – умение предугадать потребности. Сложно сказать, чего здесь больше: понимания рыночных трендов или интуиции. Сам Любовь считает важным и то, и другое. Её компания успешно прогнозирует тенденции развития ритейла, выводя на рынок одну разработку за другой. С ростом сети прибавляется информации, и топ-менеджерам сложно охватить всё, что происходит? Пожалуйста, получите систему бизнес-аналитики и мгновенно анализируйте десятки аспектов своего дела. Модными становятся мобильные технологии? Вот вам мобильный помощник продавца, комплекс мобильной маркировки товара или терминальное решение «убийца очередей». Конкуренция обостряется, привлечение новых покупателей требует всё больших вложений? Попробуйте сначала чаще видеть в своих магазинах прежних, выстроив программу лояльности с помощью CRM-системы от Borlas Retail.

Не всё было столь радужно в эти 10 лет. Приходилось сталкиваться с тем, что кто-то из партнёров, скажем, занимаясь обслуживанием компьютеров клиентов Borlas Retail, нарушал договорные обязательства. Подвести клиента – это немыслимо, если рекомендуешь партнёра, то должен быть уверен в нём как в самом себе. В противном случае расставание неизбежно, и Любови Рыбаковой несколько раз приходилось принимать жёсткие решения. Хотя откровенных случаев, чтобы кто-то серьёзно обманул, она не припоминает: «На нашем рынке этого, к счастью, нет». А вот пожатие руки и слова «Мы счастливы, что работаем с вами» она слышит от клиентов довольно часто.

Ещё доводилось слышать и предложения о продаже выстроенного, состоявшегося бизнеса. Разве они поступали бы, будь он ошибкой? Так что «ошибка» оказалась успешной и любимой. А успех всегда привлекает внимание, и Любовь относится к таким предложениям нормально: любой бизнес продаётся, почему нет? Главное, чтобы он попал в хорошие руки. Но не сейчас, а потом, когда-нибудь, позже… Возможно, настанет момент, придёт возраст…Однако если это вдруг случится, то она уже знает, чем займётся.

Любовь Рыбакова: «Я же когда-то была учителем географии и французского языка, а теперь мои ученики, друзья, подруги живут в разных уголках Земли: в Австралии, Франции, Англии, Новой Зеландии... Я бы с удовольствием попутешествовала, навестила их. Парадокс: с одной стороны, увидеться очень хочется, с другой – надеюсь, время, чтобы навестить всех, найдётся у меня всё-таки не скоро. Судьба, как и каждому человеку, дала мне шанс, и я хочу использовать его на все сто».

Роман Майский

Наша справка:

Borlas Retail – лидер рынка ИТ-систем для торговых компаний сектора non-food.

Год основания: 2001.

Количество сотрудников: 50 человек.

Количество клиентов: свыше 450, автоматизированных магазинов – около 5 000.

Ожидаемый оборот по итогам 2011 года: 6 млн долларов.

Среди клиентов: Benetton, Bosco di Ciliegi, Camel Active, Cats & Dogs, Chanel, Christian Dior, Diesel, Podium, Esprit, GAP, Marks & Spencer, Nike, Ralf, Salamander, Parad, Bruno Magli, Quiksilver, Smyk, «Леди ИКС и Три Толстяка», «Мир Детства», Kira Plastinina, «Сток-Центр», ТД «Весна», Универмаг «Цветной» и многие другие популярные бренды.

География бизнеса: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан.

Бизнес-партнёр ведущих мировых корпораций: Microsoft, IBM, Oracle.

Многократный лауреат премии «Золотые весы».

В 2010 году Любовь Рыбакова признана «Бизнес-персоной года» по версии Издательского дома PROfashion.



к списку публикаций
Print version