https://maloizvestnye-mfo.ru/
11 Апреля, 2004

МОДНЫЙ MAGAZIN №4, апрель 2004 г. Любовь Рыбакова

МОДНЫЙ MAGAZIN №4, Апрель 2004 г., www.e-mm.ru
Любовь Рыбакова


По мере развития бизнеса перед торговой компанией рано или поздно встает вопрос снижения издержек. Механизмом реализации этой задачи и является логистика.

Впервые этот термин появился как военный - во время Второй мировой войны. Причем под логистикой понималась четкая и эффективная система обеспечения действующей армии всем необходимым (боеприпасами, провиантом, медикаментами и т.д.) с целью достижения успеха в военной кампании.  Применительно к торговле цель логистики может быть сформулирована одной фразой: нужный товар необходимого качества в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами. Вот еще несколько определений,  взятых из различных источников. Логистика – это общий процесс планирования, осуществления и координации движения товаров от производителя (оптовика) к розничному торговцу и потребителю таким образом, чтобы это происходило наиболее своевременно, эффективно и рентабельно. Это совокупность методов и способов эффективного управления товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства, сбыта и послепродажного обслуживания. Можно сказать, что критерием правильной организации логистики является минимизация суммарных издержек торгового предприятия. Логистика обеспечивает сокращение запасов, висящих «мертвым грузом», и связанного капитала, уменьшает время выполнения заказа и повышает его качество. Естественно, что это влечет за собой снижение себестоимости продукции и услуг и улучшает качество поставок. Интерес к логистике начинает проявляться у компании тогда, когда при росте бизнеса затраты превышают доходы, и возникает необходимость в поиске новых резервов развития.

Традиционно в логистике различают несколько направлений:

Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, первая логистическая подсистема, регулирующая процесс движения товаров с рынка закупок до складов предприятия.

Распределительная логистика - обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю.

Складская логистика - оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

Транспортная логистика - оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

Товарные потоки по отношению к логистической системе могут быть:

  • входными, поступающими в логистическую систему из внешней среды;
  • выходными, поступающими из логистической системы во внешнюю среду; 
  • внешними, протекающими во внешней для предприятия среде;
  • внутренними, которые образуются в результате осуществления логистических операций с товаром внутри системы.

Эффективное управление информационными потоками очень важно для обеспечения должного уровня исполнения логистических операций. К основным объектам использования информационных потоков относятся: сроки и время доставки товаров, управление уровнем запасов, учет поступления и исполнения заказов, контроль отгрузки и транспортировки и многое другое.

Требования, предъявляемые к качеству информационного потока, базируются на следующих принципах:

1.      Правильность и точность информации. На этом основывается правильность принимаемых управленческих решений.

2.      Гарантия доступности информации, её наличие в нужное время в нужном месте.

Логистическая информационная система  обеспечивает доступ менеджеров-специалистов к информации, позволяющей организовать и осуществить процессы планирования и исполнения логистических операций.

С функциональной точки зрения логистическая информационная система представляет собой четырехуровневую информационную систему, где:

  • на первом уровне решаются вопросы осуществления конкретных операций - формирование заказов, получение товара, маркировка и складирование, распределение товара по торговым объектам;
  • на втором уровне решаются вопросы учета и контроля: управление запасами, учет наличия складских площадей, контроль процесса транспортировки  и т.д.;
  • на третьем уровне решаются вопросы аналитического характера - использование логистики для поддержания маркетинговых операций, планирование заказов, финансовое планирование;
  • на последнем, четвертом уровне решаются стратегические проблемы - планирование операций на уровне компании, изменения в структуре, определение приоритетных направлений в логистической работе.

Традиционно работающие компании часто не имеют в своей структуре отдельного подразделения по логистике. Это влияет на их принципы построения информационных систем.

Современные специализированные западные и некоторые российские программные решения для автоматизации торговли промышленными товарами в той или иной мере содержат в себе подсистему управления логистикой.

Давайте рассмотрим реализацию логистических операций для типичной розничной сети торговых объектов на примере специализированного программного комплекса TradeX, который ориентирован на торговые компании сектора non-food.

В программном комплексе TradeX реализованы два направления традиционной логистики: закупочная и распределительная.

Закупочная логистика решает две задачи: расчет объема заказа и отслеживание его выполнения. При определении объема заказа базовых моделей TradeX исходит из сложившейся истории продаж товаров: прогнозируется остаток товара на предполагаемый период торговли и рассчитывается минимально необходимый объем закупки. Общий заказ на размещение товара у поставщика сначала собирается по магазинам, и лишь затем агрегируется в общем документе заказа. Такой подход предпочтителен, поскольку менеджеры магазинов, обладающие всей полнотой знаний об особенностях покупательского спроса в своей торговой точке, могут откорректировать предложенный программой вариант заказа. Более сложной задачей является планирование заказа новых моделей. Невозможно предсказать успех продаж каждой новой модели, и потому невозможно определить оптимальный объем заказа, но можно на основании сложившейся истории продаж аналогичной продукции соблюсти размерный ряд и цветовую гамму  для моделей определенного типа в их ценовой нише.

После того, как заказ сформирован,  важно отследить все стадии его выполнения. И вот здесь на помощь приходит разработанная в программном комплексе TradeX система логистических документов: подтверждения заказов, отказы, инвойсы формируются с минимальным объемом операторской работы, поскольку все документы логически связаны между собой, и содержимое одного типа документа переходит в другой. На основании заказов с учетом подтверждений и отказов формируются инвойсы поставщика. Информация по ним в каждом вышедшем грузовике и суммы накладных расходов - на транспортировку, растаможивание, погрузочно-разгрузочные работы, страховые затраты - являются основой для расчета цен товаров с накладными расходами, что позже позволит достоверно оценить эффективность продаж каждой единицы товара.

Информация о планируемой поставке и информация о товаре в вышедшем грузовике позволят оперативно оприходовать товар на складе и провести сверку между инвойсом и фактическим приходом товара. После того, как товар оприходован на складе, или после получения информации о готовящейся поставке товара, этот программный продукт позволяет спланировать распределение товара между магазинами. Для этого в системе существует специально разработанный интерфейс пополнения запасов, совмещающий преимущество табличного редактора с автоматическими алгоритмами расчетов. Предусмотрена возможность пополнения запасов магазинов по факту продаж, по темпу продаж, по минимальному запасу, по нулевым остаткам, и, наконец, пропорциональное распределение остатка склада или пропорциональное распределение плановой поставки между магазинами. В условиях недостаточности остатка склада для удовлетворения потребностей всех магазинов предусмотрено ранжирование магазинов на основе приоритетов. Также могут быть определены весовые доли для каждого из них, регламентирующие объем поставки. Документ пополнения запасов имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными подходами к распределению товара:

  • пополнение запасов производится с точностью до размера, что позволяет избежать ошибок в планировании ассортимента;
  • варьирование приоритетов и веса объектов позволяет решать сложные задачи распределения в условиях недостаточности остатка;
  • позволяет производить расчет с учетом остатков товара не только в торговом зале, но и в подсобном помещении;
  • позволяет выполнять поставку товара в региональный склад для последующего распределения по региональным магазинам.

Для крупных торговых организаций может применяться специализированное логистическое ПО или отдельные модули логистики, например, модуль логистики в ERP-системах - Microsoft Business Solutions - Axapta, SAP, Oracle E-Business Suite.

Для обеспечения эффективности логистических операций необходима оперативность и точность передачи информации между всеми участниками процесса доставки товара: поставщиком, грузоперевозчиком и торговым предприятием. Это возможно на основе электронного обмена документами. Лидерами в разработке и использовании стандартов в этой области являются США: в американских программных продуктах механизм электронного обмена документами (EDI) встроен в систему и является базовой функцией. В России эти стандарты, к сожалению, практически не используются.


к списку публикаций
Print version