https://maloizvestnye-mfo.ru/
15 Ноября, 2007

IT Manager №50, Ноябрь 2007

Любовь Рыбакова, генеральный директор компании Borlas Retail

Не надо изобретать велосипед — это не всегда приводит к успеху проекта

Компания BorlasRetail (ЗАО «Борлас Информационные Торговые Системы») шесть лет занимаетсякомплексной автоматизацией рознично-оптовых предприятий торговли промышленными товарами.За это время заказчиками фирмы стали более 250 торговых домов и сетей магазинов, бутиков и салонов модной одежды, магазинов спортивных товаров, аксессуаров, посуды… География этих предприятий — вся Россия и страны ближнего зарубежья.

Сегодня генеральный директор компании Borlas Retail Любовь Рыбакова делится с читателями ITManager опытом работы с заказчиками, рассказывает о том, как строятся с ними отношения, какие трудности возникают и как решаются проблемы:

— Наверное, основная сложность — достижение взаимопонимания с заказчиком в том, что информационная система (ИС) представляет собой не просто набор функций, а инструмент для ведения бизнеса. И для того чтобы такой инструмент работал эффективно, требуется соблюдение определенной технологии. Это касается всех этапов реализации проекта — от внедрения до эксплуатации системы. Когда взаимопонимание достигнуто, процесс внедрения проходит успешнее, хотя, безусловно, возникают и трудности.

Наиболее типичными можно считать вопросы, связанные со сроками реализации проектов. Очень часто заказчики обращаются к нам в последний момент, перед самым открытием магазинов — в таких случаях реализовывать проекты приходится за очень короткое время. Бывает и так, что согласованные с клиентом сроки им же и нарушаются. Но тут уже приходится сталкиваться с объективными причинами. Открытие магазина — сложный процесс, включающий работу разных подрядчиков, например строителей, а они нередко подводят. Из–за этого к намеченной дате просто невозможно развернуть ИС.

Есть ли отличия в работе с иностранными и российскими торговыми сетями?

Принципиальных нет. Хотя можно отметить, что в общем иностранные компании организованы лучше, работают дисциплинированнее, четче соблюдая согласованные сроки, рабочие процедуры и правила. Впрочем, российские компании быстро растут в этом отношении, начинают ответственнее подходить к вопросам выбора и, главное, внедрения ИС.

Различаются ли проекты в магазинах разной направленности по продукции?

Мы специализируемся в области непродовольственного ритейла. Но и здесь есть особенности практически для каждой «товарной группы». Так, бизнес-процессы отличаются при торговле одеждой и обувью, детскими и взрослыми товарами, повседневной и люксовой одеждой и т. д. Мы стараемся учитывать все нюансы, а наш опыт позволяет быстрее, чем поставщики универсальных решений, реагировать на потребности клиентов.

По ходу реализации проектов наверняка приходится стыковать ваши решения с имеющимися у заказчика системами. Насколько это сложно?

Да, такие задачи возникают все чаще. И компании, с которыми мы сотрудничаем, очень разные по своей структуре: одни представляют собой холдинги из различных юридических лиц, другие отличаются большим товарооборотом и нуждаются в специализированных складских программах для управления центрами распределения, третьи занимаются производством или активно ведут оптовую торговлю. А иностранным сетям, выходящим на наш рынок, почти в обязательном порядке требуется интеграция с информационной системой, использующейся в головном офисе.

Практически всегда приходится решать задачу интеграции нашей системы управления розничным бизнесом TradeX с бухгалтерскими программами. Для этого мы разработали специальный модуль, обеспечивающий сбор и подготовку необходимой информации для бухгалтерии. Интеграция же с ERP и другими системами реализуется нами различными способами, в зависимости от требований заказчика. Так, мы уже имеем опыт по стыковке нашего решения с системами SAP Retail, Microsoft Dynamics AX и другими. Но это все — если говорить об интеграции на уровне транзакций. Как правило, перед заказчиками, использующими различные ИС, стоит задача анализа всей информации, имеющейся в торговом предприятии. И не всегда ее можно получить из какой-то одной системы. А потому мы предлагаем решения, основанные на продуктах Oracle, например Oracle Business Intelligence (Oracle BI). Именно данное решение позволяет собрать воедино информацию из различных систем и проанализировать ее.

Насколько сложнее выполнять проект в торговых сетях, охватывающих несколько регионов, чем в сети одного города?

Разумеется, работать с компаниями, торговые точки которых расположены в различных городах, много сложнее, чем реализовывать проекты в рамках одного города. Но благодаря созданным нами методикам внедрения и использованию современных информационных технологий, особых проблем при реализации «федеральных» проектов мы не испытываем. Да, повышаются требования к соблюдению согласованных планов, поскольку труднее оперативно реагировать на их изменения и организовывать обучение пользователей системы. Ведь оно обязательно должно быть качественным, так как большинство ошибок, возникающих в системе, делается людьми, работающими с ней. И чем лучше они обучены, тем четче действует система. А на местах не всегда есть условия для проведения качественного обучения.

Тем не менее мы успешно реализуем проекты для компаний, которые расширяют свой бизнес и начинают его вести в других городах и странах. Среди наших клиентов есть и региональные сети, чьи головные офисы расположены далеко от Москвы, — в Хабаровске, Владивостоке, Сочи и других городах.

Что сложнее: внедрение с нуля или замена существующего решения?

Как правило, если в компании уже имелась система, то персонал к ней привык и освоение новой технологии дается ему с трудом. Тут может возникнуть даже внутренний саботаж сотрудников, которые не хотят работать по-новому. Хотя, с другой стороны, если в компании все правильно организовано, а специалисты ясно понимают свои задачи и хорошо обучены, то переход может быть и почти безболезненным.

Работать с нуля проще. Однако в таком случае очень многое зависит от квалификации и полномочий сотрудника, отвечающего со стороны заказчика за внедрение ИС. Если он точно знает, что организация работы ИС — это не только инсталляция ПО, что от соблюдения технологии зависит успех проекта, если он еще обладает необходимыми влиянием на внутренние процессы компании, то внедрение проходит без затруднений. Иначе приходится тратить много времени на обсуждения и объяснения важности тех или иных вопросов реализации проекта.

Часто ли приходится отступать от первоначального плана? Если это происходит, то по каким причинам?

Такие ситуации наблюдаются редко. Обычно они связаны с тем, что компания изначально выбирает наиболее экономный вариант развертывания ИС, а приступив к эксплуатации, понимает, что системе не хватает функциональности и ее необходимо расширять. Поэтому на этапе переговоров мы всегда стараемся как можно детальнее выяснить требования к будущей системе и предложить заказчику наиболее подходящее решение.

Насколько, с вашей точки зрения, должен быть информирован CIO заказчика при подготовке к проекту и в ходе его реализации?

Очень важно, чтобы на этапе подготовки проекта CIO имел необходимые сведения о функциональных возможностях приобретаемого решения и представлял, какие задачи можно выполнить с его помощью, а для каких потребуются другие инструменты. Соответственно, он должен четко определять, как новая система будет встроена в структуру предприятия — не только на уровне IT, но и в систему бизнес-процессов. То есть какая информация будет в нее передаваться, кто и каким образом с системой будет работать, какие задачи решать.

При реализации проекта очень важно, чтобы CIO понимал: компании, давно работающие на рынке, уже создали на основе своего опыта наиболее эффективные методики внедрения. Вот почему целесообразно доверять их знаниям, а не изобретать велосипед — это не всегда приводит к успеху и зачастую усложняет процесс внедрения.

Роль CIO и IT-службы заказчика в проекте — насколько они вам помогают?

Без IT-службы заказчика весьма трудно, если не невозможно, реализовать проект. Поэтому их роль в проекте, безусловно, очень важна. Как правило, это именно те специалисты, с которыми нам приходится наиболее часто общаться, и от взаимодействия с ними зависит очень многое. Развертывание, подготовка и запуск системы происходит при их обязательном участии. Общение продолжается и в процессе эксплуатации. Необходимо по всем вопросам найти взаимопонимание и организовать сотрудничество.

Часто ли обращаются бывшие заказчики с просьбой внести в систему какие-либо доработки?

Обычно клиенты, приобретающие информационную систему, «бывшими» не становятся. Мы постоянно поддерживаем с ними контакт, организуем техническую поддержку и оперативные консультации. Это важно, поскольку торговые компании — динамичные организации, они развиваются, открывают новые магазины и направления, приглашают новый персонал. Не всегда в начале работы они используют все возможности системы, поэтому в дальнейшем им обязательно требуются дополнительные консультации по различным вопросам.

Предлагаемое нами решение изначально было рассчитано на работу в сетях магазинов, и, естественно, мы предполагали, что наши клиенты будут расти и развиваться. Так оно и происходит. Соответственно, в разработанной нами системе и предусмотрены возможности для расширения. Автоматизацию нового магазина, например, мы можем выполнить очень оперативно — за пару дней.

Тем не менее мы получаем запросы на доработку TradeX. В большинстве своем они связаны с возникшей необходимостью ее интеграции с какой-либо другой системой, применяемой торговым предприятием. Однако есть и просьбы добавить те или иные функции. Мы всегда внимательно изучаем такие обращения, учитываем их, как и информацию об опыте работы лучших мировых ритейлеров. Это составляет основу для планов по дальнейшему развитию наших программных продуктов и позволяет предложить заказчикам не только best practice ведущих мировых компаний, но и наиболее востребованный на отечественном рынке функционал ИС.

    
Полный текст по ссылке (загрузить)...


к списку публикаций
Print version